Упражнения для нормализации осанки

Выполняются с использованием гимнастической палочки

  1. Поднимание рук с палочкой вверх с отведением одной ноги в сторону или назад
  2. Ноги вместе, руки опущены, в руках палочка
  • поднять руки с палочкой вверх – вдох
  • опуская палочку, поднимать одну ногу, согнутую в колене, коснуться палочкой колена – выдох
  • другой ногой
  1. Ноги на ширине плеч, палочка на груди
  • поднять палочку вверх
  • положить палочку на лопатки
  • поднять палочку вверх
  • исходное положение
  1. Ноги вместе, руки опущены, в руках палочка
  • руки с палочкой на грудь, одно колено к животу
  • руки вверх, согнутую ногу выпрямить вперед (поднятую над полом)
  • повторить первое положение
  • исходное положение, то же с другой ноги
  1. Палочка стоит вертикально, один конец упирается в пол другой в ладонь. Приседание с опорой на палочку с разведением коленей, спина прямая, пятки пола не касаются
  2. Палочка лежит на полу, перекат на палочке с пяток на носки, руки на поясе
  3. Ходьба по палочке приставным шагом (носки и пятки касаются пола)
Гигиенические правила и рациональный режим нагрузки

Гигиенические правила и рациональный режим нагрузки на нижние конечности для детей с нарушениями формирования свода стопы (осуществляется в домашних условиях под контролем родителей)

Необходимо каждый день дома делать ребенку гигиеническую ножную ванну, вода должна быть температуры тела. Постепенно приучать его делать это самостоятельно без напоминаний

Научить ребенка походке без сильного разведения стоп

Летом при любой возможности ребенок должен ходить босиком по рыхлой почве, песку. Можно и в любое время года – если в помещении установить ящик и следить, чтобы песок был чистым

А вот ходить босиком или в обуви с мягкой подошвой по утоптанной почве, асфальту, очень твердому полу долго не рекомендуется

Очень вредно для ребенка находиться в помещении в утепленной обуви. Подберите ему удобную и по размеру сменную обувь для школы. Пусть не забывает брать ее с собой и на занятия кружка. Приучите переобуваться если для этого есть условия и при посещении мероприятий, которые длятся более часа

При склонности к плоскостопию научите ребенка избегать продолжительного стояния (особенно с разведенными стопами), а если уж этого не избежать – пусть переносит на некоторое время нагрузку на наружный край стопы. Покажите ему, как это правильно делать

Чтоб ребенок не курил

Первый шаг профилактики курения – здоровый образ жизни родителей. По статистике у некурящих родителей вероятность того, что их ребенок начнет курить составляет 1,8 %

Интересуйтесь личной жизнью своего ребенка: познакомьтесь с его друзьями, организуйте дома праздник и разрешите пригласить всех, кого хочет ваш сын (дочь) видеть на своем дне рождения

Регулярно поддерживайте связь со школой, классным руководителем, посещайте родительские собрания

Организуйте внеурочную занятость подростка – как правило, первые асоциальные поступки совершаются от «нечего делать»

Поддерживайте увлечения и хобби своего ребенка, положительные достижения помогут ему подтвердить собственную значимость в глазах сверстников

Проводите как можно больше свободного времени вместе: занятия спортом, поход в кино или театр полноценно заполнят жизнь ребенка и не останется времени на формирование вредных привычек

Доверяйте своему ребенку принимать решения и не контролируйте его открыто – пусть учится брать на себя ответственность за совершенные поступки (проступки). Любите своего ребенка и как можно чаще хвалите его за любые, даже малейшие успехи и достижения и тогда он точно оправдает Ваши ожидания!!!

Правильное питание

Несомненно, главным событием сентября для многих стало начало нового учебного года. Воистину это праздник со слезами на глазах. Причем если у одних это слезы умиления, то у других - результат многочисленных забот и проблем, связанных с отправлением детей в школу. Форму приготовь, учебники - тетради закупи, ревущему чаду про то, что в школе не страшно и интересно, внуши!.. Казалось бы, праздник отшумел, буря миновала - можно расслабиться. Но не тут-то было. Теперь голова будет беспрестанно болеть о том, как он там, все ли в порядке, не голоден ли? Вопрос о питании школьников - один из тех, что более всего тревожат родителей. И не только их. К составлению полноценного рациона школьника требуется глубокий подход с учетом специфики детского организма. Освоение школьных программ требует от детей высокой умственной активности.

Маленький человек, приобщающийся к знаниям, не только выполняет тяжелый труд, но одновременно и растет, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание. Напряженная умственная деятельность, непривычная для первоклассников, связана со значительными затратами энергии. А все, что связано с интеллектуальным трудом, зависит от запасов в организме углеводов, в основном глюкозы. Понижение содержания глюкозы и кислорода в крови ниже определенного уровня ведет к нарушению мозговых функций. Это может стать одной из причин снижения умственной работоспособности и ухудшения восприятия учебного материала учащимися.

Родители возлагают большие надежды на правильный завтрак - ведь они лично контролируют этот процесс и могут быть абсолютно уверены, что хотя бы раз в день ребенок поел, как следует. Однако не все знают, какой завтрак наиболее ценен для школьника. Некоторые стараются включить в завтрак как можно больше углеводов, которые, как уже сказано выше, "отвечают" за умственную деятельность. Действительно, после обильного углеводного завтрака содержание глюкозы в крови резко повышается, но если углеводов слишком много, то вслед за этим, через 1,5-2 часа, может обнаружиться столь же резкое снижение ее содержания, а это может привести к развитию состояния гипогликемии и появлению выраженного ощущения умственной усталости.

Поэтому медики советуют включать в завтрак сложные формы углеводов. Это значит, что помимо сладкого чая, варенья и кондитерских изделий, в утренний завтрак школьников должны обязательно входить хлебобулочные изделия, каши (овсянка зарекомендовала себя лучше всех), макароны, свежие овощи, из фруктов предпочтительны яблоки, богатые клетчаткой и пектином. Остальные углеводы лучше распределить на промежуточные приемы в течение школьного дня: фруктовые напитки, чай, кофе, булочки, печенье, конфеты обеспечат постоянное поступление свежих порций глюкозы в кровь, и будут стимулировать умственную активность школьников

Второй по значимости компонент пищи, нужный для удовлетворения энергетических потребностей школьников, - это жиры. На их долю приходится от 20 до 30% от общих суточных затрат энергии. Они используются не только в энергетических целях, но являются необходимым элементом при построении клеточных мембран, ферментов и гормонов, служат средой для растворения витаминов, являются основным строительным материалом нашего организма.

Основными источниками белка в питании ребенка являются мясо, яйца, рыба, а также фасоль, орехи, зерновые культуры и некоторые овощи. "Правильными" жирами особенно богаты молочные продукты. Поэтому в школьные обеды, как правило, включают молоко, кефир, сметану. Белки животного происхождения очень полезны для растущего организма школьников, и все же не стоит увлекаться колбасами, сосисками, копченой пищей. В пищевом рационе школьника должна присутствовать в необходимых количествах клетчатка - смесь трудноперевариваемых веществ, которые находятся в стеблях, листьях и плодах растений. Она необходима для нормального пищеварения. В продуктах питания школьников должно быть около 15-20 г клетчатки.

Чтобы выполнить это требование, при приготовлении пищи следует использовать в большем количестве цельнозерновые продукты, а также фрукты и овощи. Наряду с основными компонентами пищи в питании школьников необходимо предусмотреть своевременное и полное восполнение потребности организма в витаминах, микроэлементах, биологических волокнах. У школьников из-за высокой умственной активности и роста организма потребности в витаминах и микроэлементах заметно увеличены. Недостаток витаминов в пище может привести к различным авитаминозам, при которых нарушаются процессы роста, ухудшается память и снижается работоспособность. При недостаточном поступлении витаминов с пищей их дефицит может быть легко устранен приемом специальных витаминных препаратов, которые широко представлены на аптечном прилавке. Вода, не являясь продуктом питания, тем не менее, составляет до 60% от общей массы человеческого организма. Школьнику ежедневно нужно потреблять до 1,5-2,0 л воды. В школе должны быть созданы условия, чтобы дети могли удовлетворить свою потребность в воде в любое время и в необходимом количестве.

Особым вопросом в питании школьников является применение пищевых добавок, к которым относят консерванты, антиоксиданты, смесители, стабилизаторы и красители. Эти вещества добавляются в пищу, чтобы придать ей необходимую консистенцию, вкус и запах. Многие из пищевых добавок, которые стали применяться в последнее время в связи с развитием промышленных технологий, часто вызывают возражения из-за опасности возникновения аллергических реакций. Вряд ли стоит опасаться: использование пищевых добавок строго регламентируется, и прежде чем получить разрешение на использование какой-либо из них, каждая проходит тщательную проверку в компетентных медицинских и правительственных органах. Проведенные к настоящему времени исследования показывают, что аллергические реакции на допущенные к употреблению пищевые добавки крайне редки, и, как правило, они не превышают числа случаев болезненных реакций на обычные продукты питания.

Всем надо помнить, что правильное питание наших детей в наиболее ответственный период их роста и формирования как личностей - это, прежде всего путь к здоровью нации. Особое место в рационе питания занимают белковые продукты. На завтрак и ужин ребенку лучше предложить молочные блюда (сырники, вареники, омлет), каши, сваренные на молоке. Они обеспечивают потребность малыша в белке, легко усваиваются организмом.

Мясная пища тоже нужна детям. Но лучше, если блюда из мяса ребенок съест во время обеда. Избыток мясной пищи в рационе столь же вреден, как и ее недостаток. Жиры служат источником энергии и «строительным материалом» для организма, поэтому их присутствие в дневном рационе ребенка обязательно. Особое место среди жировых продуктов занимает сливочное и растительные масла. В них, помимо жира, содержатся витамины D, Е, К, а также полезные минеральные вещества. Сливочное и растительные масла лучше использовать в натуральном виде (бутерброды, добавка к готовым блюдам, заправка для салатов). Дело в том, что при тепловой обработке разрушаются витамины, и масло теряет свои ценные качества. Сливочные масла с различными пищевыми добавками (шоколадное, фруктовое, сырное, селедочное) имеют пониженное количество жира, поэтому их можно рекомендовать для детей с избыточной массой тела.

Блюда из круп: каши, запеканки - основные источники углеводов. Каши легко усваиваются и обладают обволакивающим действием. Последнее очень важно для предупреждения заболеваний желудочно-кишечного тракта (к сожалению, распространенных среди детей). К тому же каши легки в приготовлении и... очень дешевы.

Много углеводов и витаминов содержится в растительной пище. Овощи и фрукты необходимы ребенку каждый день. Но вот беда, зачастую при их выращивании используются химические вещества, способные накапливаться в растении. Если Вы не уверены в «экологической безопасности» овощей, перед варкой нарежьте их кусочками и на 30-40 минут залейте холодной водой

Следует помнить, что для полноценного усвоения веществ, содержащихся в овощах и фруктах, часто требуются жиры. Вот почему овощные или фруктовые салаты заправляют растительным маслом, майонезом или сметаной, сливками.

Как предупредить детскую агрессивность

Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия

Не давайте своему ребенку нереальных обещаний, не вселяйте в него несбыточных надежд

Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий

Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка

Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе

Не изменяйте своих требований по отношению к ребенку в угоду либо

Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом

Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями

Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость с учебных успехов

Помните, что ребенок - это воплощенная возможность! Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

Преодоление детской агрессивности

Внимательно прочтите эту памятку! Для этого вооружитесь карандашами. Вычеркните те пункты, которые воспитательной системы вашей семьи не касаются. Мысленно представьте лицо своего ребенка, будьте честны перед ним и собой! После анализа подумайте над тем, что можно еще изменить.

Агрессивность ребенка проявляется, если:

  • Ребенка бьют
  • Над ребенком издеваются
  • Над ребенком зло шутят
  • Ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда
  • Родители заведомо лгут
  • Родители пьют и устраивают дебоши
  • Родители воспитывают ребенка двойной моралью
  • Родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка
  • Родители не умеют любить одинаково своих детей
  • Родители ребенку не доверяют
  • Родители настраивают детей друг против друга
  • Родители не общаются со своим ребенком
  • Вход в дом закрыт для друзей ребенка
  • Родители проявляют по отношению к ребенку мелочную опеку и заботу

Родители живут своей жизнью, и в этой жизни нет места их ребенку. Ребенок чувствует, что его не любят.

Для преодоления детской агрессии в своем педагогическом арсенале родители должны иметь: внимание, сочувствие, сопереживание, терпение, требовательность, честность, откровенность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, сердечность, понимание, чувство юмора, ответственность, такт, дружелюбие, умение удивляться, надежду и любовь.

Агрессия - это отражение внутренних проблем ребенка, которые возникают чаще всего из-за жестокости и безучастия взрослых. С такими детьми нужно работать и родителям, и учителям, и психологам:

  • обучать их способам выражения своего гнева другими, более приемлемыми способами
  • учить таких ребят умению владеть собой и развивать в них способность контролировать себя в разных ситуациях, провоцирующих агрессию
  • формировать в агрессивных детях способность к доверию, сочувствию, учить их сопереживать
Добро лечит сердце

В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретая не только положительный, но и отрицательный опыт. Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.

Прислушайтесь к этим рекомендациям, которые пригодятся в нашей непростой жизни:

  • Обсудите с подростком вопрос о помощи различных служб в ситуации сопряженной с риском для жизни
  • Проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни
  • Дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым вы доверяете
  • Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах
  • Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализируйте вместе с ним
  • Обсуждайте с ребенком примеры находчивости и мужества людей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации
  • Не иронизируйте над ребенком, если в какой-то ситуации он оказала слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы
  • Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребенок слаб физически запишите его в секцию и интересуйтесь его успехами
  • Если кто-либо из числа ваших знакомых и друзей вызывает у вас опасения в отношении вашего ребенка, проверьте свои сомнения и не общайтесь больше с этим человеком
  • Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребенка по различным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди
  • Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений
  • Учите ребенка предвидеть последствия своих поступков, сформируйте него потребность ставить вопрос типа: "Что будет, если..?"
  • Если ваш ребенок подвергся сексуальному насилию, не ведите себя так, как будто он совершил нечто ужасное, после чего его жизнь невозможна
  • Не обсуждайте при ребенке то, что произошло, тем более с посторонними и чужими людьми
  • Не формируйте у своего ребенка комплекс вины за случившееся
  • Не позволяйте другим людям выражать вашему ребенку сочувствие жалость. Это формирует принятие им установки, что он не такой, как все
  • Дайте возможность своему ребенку проговорить с вами самую трудную ситуацию до конца и без остатка. Это поможет ему освободиться от груза вины и ответственности
  • Если в этом есть необходимость, пройдите вместе с ним курс психологической реабилитации
  • Постарайтесь переключить внимание ребенка с пережитой им ситуации на новые занятия или увлечения
  • Ни в коем случае не оставляйте нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья вашего ребенка
  • Не идите на компромиссы со своей совестью. Спустя годы компромисс может обернуться против вас
Предотвращение насилия

В целях предотвращения насилия в отношении детей нужно периодически напомнить детям о правилах, которых они должны неукоснительно придерживаться.

Несколько правил необходимо в деликатной форме донести до детей:

  • ЗАЩИЩАТЬ СВОЕ ТЕЛО.
    Дети должны знать, что их тело принадлежит им, особенно те интимные места, которые прикрываются купальниками.
  • СКАЗАТЬ «НЕТ».
    Большинство детей учат беспрекословно слушаться взрослых.Объясните детям, что они имеют полное право сказать «нет» кому угодно, если этот человек пытается причинить им вред.
  • ЗАЩИЩАТЬСЯ ОТ ХУЛИГАНОВ.
    Обычно хулиганы преследуют малолетних школьников. Скажите детям, чтобы они звали на помощь друзей или отвечали «нет» без драки — и шли к взрослому. Хулиганы трусливы, и твердое, громкое «нет» от группы детей, сопровождаемое угрозой позвать взрослых, часто отпугивает их. В случае реальной физической опасности детям зачастую приходится уступать требованиям хулигана. Иногда дети вступают в драку и получают увечья, защищая свое имущество из страха перед тем, что может случиться, если они вернутся домой без него. Объясните детям, что важнее всего в таких случаях думать о собственной безопасности.
  • РАССКАЗЫВАТЬ.
    Объясните детям, что вне зависимости от того, что именно произошло, вы на них не рассердитесь и хотите, чтобы они рассказывали вам о любом происшествии. Дети тоже могут чересчур щадить своих родителей и не сообщать каких-то пугающих подробностей, думая об их чувствах.
  • ДОВЕРЯТЬ.
    Когда детям говорят, чтобы они шли за помощью к взрослым, дети должны знать, что им поверят и их поддержат. Хотя иногда хочется воскликнуть «Я же тебе говорил», это не поможет ребенку справиться с проблемой. В другой раз он может ничего не сказать. Это особенно касается нападений на сексуальной почве, поскольку дети очень редко лгут в таких случаях. Если рассказу ребенка не верят, чувство обиды может сохраниться на долгие годы, и при этом ребенок будет страдать от сознания собственной вины.
  • НЕ ДЕРЖАТЬ СЕКРЕТОВ.
    Объясните детям, что некоторые вещи НИКОГДА нельзя держать в тайне, даже если они обещали хранить секрет. Растлители малолетних часто говорят детям, что поцелуй или прикосновение «будет нашим секретом». Ребенка, наученного всегда хранить тайну, это приведет в замешательство.
  • ОТВЕРГАТЬ ПРИКОСНОВЕНИЯ.
    Объясните детям, что они могут сказать «нет» или согласиться, когда кто-нибудь хочет их поцеловать или обласкать, но никто не должен просить держать эти прикосновения в секрете. Детям часто не нравится, когда их обнимают или целуют, но это должно решаться по принципу выбора, а не страха. Их нельзя заставлять обнимать или целовать кого-нибудь.
  • НЕ РАЗГОВАРИВАТЬ С НЕЗНАКОМЫМИ.
    НИКОГДА не следует заводить разговор с незнакомыми людьми. Поскольку порядочные взрослые и, подростки сами никогда не подойдут к ребенку на улице, (только, если он заблудился и плачет), научите детей не обращать внимания на приставания посторонних. При этом дети вовсе не должны быть грубыми, они могут просто сделать вид, что не слышат, или быстро уйти или убежать. Скажите детям, что не будете на них сердиться, если они откажутся разговаривать с незнакомыми, и что вы хотите знать, если такое произойдет.
  • НАРУШАТЬ ПРАВИЛА.
    Скажите детям, что разрешаете им нарушать какие угодно правила, если им нужно постоять за себя, и что всегда будете на их стороне, если им придется это сделать, чтобы остаться невредимыми. Например, можно убегать, кричать, поднимать панику, даже врать, чтобы избежать опасности.

И, конечно, в случае любой опасности ребенок должен иметь возможность позвонить родителям. Мы должны быть 24 часа в сутки на связи со своими детьми — это даст им вполне реальное чувство защищенности.

Ребенок подвергся насилию

Если ребенок подвергся сексуальному насилию, вы должны знать, что физические признаки насилия могут быть такими:

  • Боль и раздражение в области гениталий
  • Необычная походка или манера сидеть
  • Необъяснимые повреждения тканей или синяки
  • Частое принятие ванны
  • Частое мочеиспускание

Типичные признаки последствий сексуального насилия, проявляющиеся в поведении:

  • Слезливость и замкнутость
  • Беспокойный сон
  • Депрессия
  • Плохой аппетит
  • Нежелание выходить на улицу
  • Агрессивность и раздражительность
  • Отчужденность и отрицание родительской ласки
  • Проявление страхов, ночные кошмары
  • Пассивность и равнодушие
  • Изменение во внешнем облике
  • Отрицание друзей и приятелей

Наблюдайте за своим ребенком! Прислушивайтесь к своему сердцу и родительской интуиции! Консультируйтесь со специалистами, если в чем-то сомневаетесь!

Памятка для родителей по предупреждению употребления детьми психоактивных веществ

В каком случае родители должны быть особенно бдительны?

  • Если подросток замыкается в себе
  • Если у него не находится общих тем для разговора с вами
  • Если он проводит целые часы в одиночестве, лежа на кровати, бессмысленно глядя в потолок и оглушая себя рок музыкой
  • Если он делает все наперекор, часто без смысла и повода
  • Если вы неожиданно услышите от него, что жизнь не имеет смысла, а уж такая, как ваша, и подавно - серьезно задумайтесь. Что-то случилось с вашей дочерью! Что-то угнетает вашего сына!
  • Если подросток вдруг неожиданно начинает засыпать прямо за ужином
  • Если на его джинсах или простынях вы заметили дырки, прожженные сигаретой, которую держала его безвольная и ослабевшая рука
  • Если его неестественно сузившиеся зрачки перестают реагировать на свет, а его пальцы пожелтели и от них исходит специфический запах табака
  • Если ваш ребенок на целые дни и недели исчезает из дома
  • Если он начинает регулярно просить деньги на карманные расходы и не может потом вразумительно ответить, на что их потратил
Признаки употребления наркотических и одурманивающих веществ

Если Вы обнаруживаете:

  • медицинских препаратов (таблеток, ампул, порошков, настоек и т.п.)
  • приспособлений для уколов (шприцев, игл, жгутов)
  • следов от свежих и старых уколов на коже, изменения венозных сосудов в локтевых сгибах, на предплечье кисти, стопах
  • наличие иных растворов, реактивов, растворителей, жидкостей с "химическим" запахом
  • появление необычного запаха от одежды, волос, от рук, во выдыхаемом воздухе
  • наличие приспособлений и приборов для обработки растений, перегонки, реактивов и т.п

Изменения в общем внешнем виде человека (мимика, движения, речь поведение в целом, их необычность, указывающую на наличие либо опьянения, либо абстинентного состояния):

  • вялость, заторможенность, малоподвижность, затруднение при установлении речевого контакта, сонливость, иногда переходящую в поверхностный сон
  • мимика бедная, вялая, монотонная, речь замедленная, временами смазанная, нечеткая, а подчас неразборчивая. Могут наблюдаться не выраженные нарушения координации движения, равновесия, походки

Могут наблюдаться:

  • повышенное настроение, беспричинная веселость, сонливость, дурашливость, двигательная расторможенность, непоследовательность в действиях, повышенная отвлекаемость, затруднения при необходимости концентрации внимания
  • речь ускоренная, многослойная, иногда прерывается приступами внезапного смеха, ответы, как правило, невпопад

В некоторых случаях в состоянии наркотического опьянения более всего выражены:

  • злобность, агрессивность, раздражительность, возникающие даже по незначительному поводу

Возможны:

  • нарушения почерка, других тонких и точных движений
  • покраснение и бледность кожных покровов
  • "лихорадочный блеск" или "мутность" глаз; резкое расширение либо значительное сужение зрачков

Общим для лиц, находящихся в состоянии наркотического опьянения, являются:

  • кратковременные нарушения мышления - в виде снижения способности к формулировке суждений, решению логических задач, выполнению обычных математических операций, а также различные изменения поведения
  • изменения самочувствия и поведения, наблюдающиеся у наркоманов в период лишения наркотика (абстиненция). Это внешне беспричинные жалобы на боли в мышцах или суставах; общее недомогание; боли в животе, поносы, чиханье и слюноотделение без других простудных явлениях

Помните:

  • Наряду со знанием признаков, позволяющих заподозрить употребление наркотиков, необходимо помнить, что работа с подозреваемыми лицами должна проводиться тонко, деликатно, без огласки и грубых выпадов, без морализирования и без унижения человеческого достоинства, даже если перед нами "всего лишь школьник". Именно со школьниками работа должна проводиться особо бережно и щадяще. Следует довести до сведения подозреваемого также, что в случае его добровольного согласия на консультацию у нарколога и добросовестное выполнение всех рекомендаций врача данное дело может быть сохранено в тайне и что пациент имеет право наблюдаться даже анонимно, не называя врачу свою фамилию
О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей