Темы и направления итогового сочинения

«Верность и измена» - в рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.

Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.

Рекомендуемые материалы к просмотру:

«Равнодушие и отзывчивость» - темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).

В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.

Рекомендуемые материалы к просмотру:

«Цели и средства» - понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.

Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.

Рекомендуемые материалы к просмотру:

«Смелость и трусость» - в основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.

На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

Рекомендуемые материалы к просмотру:

«Человек и общество» - для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека.

Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

Рекомендуемые материалы к просмотру:

Заполнение бланка регистрации и выполнения итогового сочинения

Члены комиссии образовательной организации выдают обучающимся, выпускникам прошлых лет бланки регистрации и два бланка для выполнения итогового сочинения (изложения).

По указанию членов комиссии образовательной организации обучающиеся, выпускники прошлых лет заполняют регистрационные поля бланков, указывают номер темы (текста) и тему итогового сочинения (изложения).

Члены комиссии образовательной организации проверяют правильность заполнения обучающимися, выпускниками прошлых лет регистрационных полей бланков. По завершении заполнения регистрационных полей бланков всеми обучающимися, выпускниками прошлых лет, члены комиссии образовательной организации ознакомляют обучающихся, выпускников прошлых лет с темами итоговых сочинений (текстами изложений).

Озвучивание тем сочинений и выполнение работы

После ознакомления обучающихся, выпускников прошлых лет с темами итоговых сочинений (текстами изложений), члены комиссии образовательной организации объявляют начало проведения итогового сочинения (изложения) и время его окончания, фиксируют его на доске (информационном стенде), после чего обучающиеся, выпускники прошлых лет приступают к выполнению итогового сочинения (изложения).

В случае нехватки места в бланке для выполнения итогового сочинения (изложения), по запросу обучающегося, выпускника прошлых лет члены комиссии образовательной организации выдают ему дополнительный бланк. При этом номер дополнительного бланка указывается в предыдущем бланке для выполнения итогового сочинения (изложения). По мере необходимости, обучающимся, выпускникам выдаются черновики.

Что можно использовать на итоговом сочинении

Во время проведения итогового сочинения (изложения) на рабочем столе обучающегося, выпускника прошлых лет, помимо регистрационного бланка и бланков ответом, находятся:

  • Ручка
  • Документ, удостоверяющий личность
  • При необходимости лекарства и питание

Иные вещи обучающиеся, выпускники прошлых лет оставляют в специально выделенном в аудитории месте для личных вещей обучающихся, выпускников прошлых лет.

В день проведения итогового сочинения (изложения) обучающимся, выпускникам прошлых лет запрещено иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.

Завершение написания сочинения, сдача бланков

За 30 минут и за 5 минут до окончания итогового сочинения (изложения) члены комиссии образовательной организации сообщают обучающимся, выпускникам прошлых лет о скором завершении итогового сочинения (изложения).

По истечении времени итогового сочинения (изложения) члены комиссии образовательной организации объявляют окончание итогового сочинения (изложения) и собирают бланки регистрации и бланки с итоговыми сочинениями (изложениями) у обучающихся, выпускников прошлых лет.

Собранные бланки регистрации и бланки с итоговыми сочинениями (изложениями) члены комиссии образовательной организации передают руководителю образовательной организации.

Обучающиеся, выпускники прошлых лет, досрочно завершившие выполнение итогового сочинения (изложения), сдают бланки и покидают образовательную организацию, не дожидаясь завершения окончания итогового сочинения (изложения).